Отдых в Анапе > Достопримечательности > История Анапы - достопримечательности, описание, видео и фото

История Анапы - достопримечательности, описание, видео и фото

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)
У замечательного русского художника XIX в. К. П. Брюллова есть картина «Последний день Помпеи». Видны испуганные лица людей, ищущих спасения, разрушающиеся храмы, падающие колонны. Это была катастрофа — извержение Везувия в 79 г. н. э., во время которого погибли три города, находившиеся вблизи вулкана: Помпеи, Геркуланум и Стабии. Помпеи были полностью погребены под толстым слоем вулканического пепла и пемзы, а Геркуланум залит лавой. Дома были сожжены, общественные здания разрушены, статуи ниспровергнуты. О гибели Помпеи мы знаем из описания Плиния Младшего, а о гибели Горгиппии нам рассказывают только археологические раскопки, но они рассказывают очень красноречиво, надо только уметь прочесть скрытую в земле печальную повесть.

     Недавно через весь город Анапа была прорыта широкая и глубокая траншея. В ее слоях был отчетливо виден слой пожарищ. Обгорелые перекрытия домов, обрушившиеся на полы помещений вместе с черепичными кровлями, разрушенные степы из сырцового кирпича, которые, побывав в огне, приобрели оранжево-красный цвет, зола и угли. Десятки разрушенных домов, остатки погибшей винодельни и плиты мощеных двориков. Гончарная печь, полная золы и углей. А внутри печи горшочек с ручками в виде стилизованных зверюшек, который гончар не успел вытащить. Несколько подвальных помещений, находившихся поблизости, были заполнены упавшими внутрь кирпичами и обгорелыми перекрытиями. Хранившиеся в подвалах глиняные амфоры и пифосы с вином и зерном оказались погребенными под упавшими на них кирпичами и балками.

     Представьте себе, что почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как на берегу удобной бухты, где сейчас находится морской порт и курорт Анапа, был город. Он давно погребен под землей, но многое напоминает о его существовании. На крутом берегу, между пляжем и морским вокзалом, под белой балюстрадой набережной, отчетливо видны пятна золы и сажи. После шторма па прибрежном песке можно обнаружить вымытые волнами древние монеты, обломки глиняных сосудов и мраморных плит, а иногда даже статуэтки из бронзы и глины, куски разбитых мраморных статуй.

Прекрасные греческие вазы, каменные плиты с рельефными фигурами, разнообразные монеты, бусы и амулеты анапчане находят при рытье ям во дворах собственных домов. Часто во время земляных работ из ковша экскаватора вместе с землей, вынутой с двух- или трех-метровой глубины, сыплются куски разбитых глиняных сосудов, зола и сажа из разрушенных пожаром древних построек.

Археологические раскопки, проводившиеся в разных меложениях кварталов древнего города. Там, вокруг агоры, между современными улицами Ленина, Кубанской, Набережной и Греческим переулком, концентрировались здания общественного назначения и дома наиболее богатых граждан-Горгиппии.

На восточной окраине города располагались кварталы гончаров. В западной части раскопки не проводились, но при различных земляных работах хорошо выявился куль-

турный слой античного времени. Он тянется почти до современного курзала. Однако плотность застройки была очень невелика и не исключено, что граница города на западе проходила где-то в районе санатория «Голубая волна». Здесь были найдены глиняные трубы античного водопровода, по которым вода поступала в Горгипшио из предгорных источников.

В Южной части Анапы археологи исследовали несколько участков. На Кубанской улице, вблизи квартала гончаров, были открыты три могилы V в. до н. э. Это свидетельствуют о том, что в этот ранний период данная территория находилась за пределами города. Здесь был некрополь. Однако уже в IV в. до н. э. она вошла в его черту.

Сразу за стенами Горгиппии начинался «город мертвых» (по гречески — некрополь). Некрополь состоял из двух частей: курганного и грунтового могильников. Известно, что древние греки, скифы, синды, меоты и другие народы, населявшие Боспорское царство, верили в существование загробного мира и придавали большое значение погребальному культу.. Вместе с умершим в могилу обычно клали одежду, украшения и вещи, которыми они пользовались при жизни, скифы оставляли в могиле также пищу — часть туши лошади или другого животного, а греки лили в нее вино, молоко и мед (мясо они сжигали). Богатые семьи украшали могилы статуями, стелами и другими надгробными памятниками, сооружали подземные комнаты-склепы, в которые ставили богатые саркофаги с телами умерших. Наиболее величественными надгробными сооружениями являются курганы. Это искусственные земляные холмы, которые люди насыпали над могилами царей, племенных вождей, героев или просто богатых людей.

Многие из курганов были ограблены в древности. Грабители, видевшие во время похорон погребальные камеры, а может быть, даже участвовавшие в их сооружении, безошибочно находили к ним путь с помощью глубоких подкопов. Археологам, которые раскапывали курганы Северного Причерноморья в XIX в., часто приходилось довольствоваться лишь второстепенными вещами, которые не унесли грабители. Правда, зачастую предусмотрительные родственники устраивали небольшие тайники, которые трудно было обнаружить грабителям.

Мощная волна массовых ограблений курганов прокатилась по Северному Причерноморью в XIX в., когда интерес к античным древностям захватил многие страны и найденные в курганах вещи можно было выгодно продать на «черном» рынке. Тогда грабители, не зная уже расположения гробниц под курганами, искали их с помощью шурфов, проламывали перекрытия и иногда, не успев выбраться на поверхность через узкие лазы, оказывались вместе с награбленными сокровищами навеки погребенными в земле. Однако в некоторых курганах гробницы были искусно и глубоко упрятаны или их имелось несколько, и грабителям не удавалось разыскать все погребения. Поэтому и до настоящего времени многочисленные курганы, возвышающиеся в степях Северного Причерноморья, упорно хранят свои тайны, и лишь изредка ученым удается проникнуть в гробницы, которых не коснулась рука грабителей.

Анапа является одним из лучших детских курортов Причерноморья. По плану реконструкции в ней намечено возведение ряда новых санаториев и пансионатов. Некоторые из них будут построены над скрытыми сейчас под землей руинами Горгиппии. В связи с этим перед Анапской археологической экспедицией стоит ответственная задача: исследовать, зачертить, сфотографировать и таким образом сохранить для науки все следы давно ушедших веков.

По решению Краснодарского крайисполкома на месте раскопа «Город» откроется филиал Анапского краеведческого музея. Несколько кварталов Горгиппии II—III вв. с частью магистральной улицы предполагается превратить в музей под открытым небом. Среди вновь разбитого парка, между улицами Кубанской, Свободы и Набережной, сохранится уголок древнего города. Любой посетитель сможет пройти по плитам мостовой, где некогда проезжали античные колесницы и повозки, спуститься по лесенкам в подвалы древних домов, погибших в пожаре, еще там можно увидеть сосуды, некогда хранившие зерно, вино и другие припасы.

Мы еще очень мало знаем об истории города, носившего название Синдская гавань и Горгиппия. Мы почти ничего не знаем о крепости Мапа. Только расширение ар-хеологических раскопок позволит добыть новые материалы. Впрочем, иногда они попадают в руки ученых совершенно неожиданно.

В 1970 г. на юго-восточной окраине Анапы, на пересечении улиц Краснозеленых и Заводской, ковш экскаватора выбросил вместе с землей сплющенные, потерявшие

форму остатки урны для захоронения пепла покойника. Они были отправлены в Москву в Центральные реставрационные мастерские. Умелые руки реставратора В. Е. Петрова расправили скомканные, поломанные и сильно испорченные патиной стенки сосуда. Оказалось, что урной была гидрия (трехручный сосуд для воды) высотой более 0,5 м. Две массивные литые горизонтальные ручки, украшенные желобками, изящно изгибались и в местах прикрепления к стенкам соединялись с круглыми рельефными прилепами. Вертикальная ручка соединялась с пластинами, также покрытыми рельефным орнаментом 80 с красивыми пальметками, бутонами, листьями аканфа и посеребренными розетками. Венчик и дно сосуда были инкрустированы наложением серебряной фольги.

Подобные гидрии на Босноре встречаются очень редко. Местом их изготовления считаются Коринф и города Малой Азии. Оттуда их привозили к фракийцам и скифам в V и IV вв. до н. э., Горгшшийская гидрия изготовлена не ранее IV в. до н. э. Это подтвердило предположение ученых о том, что в IV в. до н. э. Горгиппия вела оживленную торговлю с греческими городами Средиземноморья.

Еще более интересные выводы удалось сделать археологам во время строительных работ вблизи станицы Витязевской. В 15 км от Анапы, у так называемого Красного

Кургана была обнаружена античная деревня IV—III вв. до н. э. Около 24 усадеб, расположенных на расстоянии от 50 до 100 м одна от другой, составляли поселок, на- селенный земледельцами. Раскопки этой деревни, проводившиеся Е. М. Алексеевой в 1973 г., положили начало новому этапу в работе Анапской археологической экспедиции, когда город стал изучаться вместе с его сельскохозяйственной территорией. Особенно интересные находки были сделаны в Анапе летом 1975 г. на улице Горького.

Здесь при рытье котлована под фундамент дома экскаватор случайно разрушил часть большого каменного склепа. Когда строители увидели, что ковш вместе с землей выбросил несколько великолепно обработанных каменных блоков с остатками росписей, они немедленно сообщили об этом сотрудникам Анапской археологической экспедиции.

Начальник экспедиции Е. М. Алексеева прислала группу археологов, и скоро удалось расчистить погребальную камеру, а затем и всю каменную кладку стен склепа. Лишь слой земли в 80 см отделял прекрасно сложенный полукруглый свод погребальной камеры от поверхности земли. Вероятно, некогда над склепом возвышался курган, но потом насыпь исчезла.

Открытие в Анапе расписного склепа — событие большого научного значения. На территории Боспорского царства найдено в XIX и в XX вв. 42 склепа с росписями. Большинство из них сейчас недоступно для исследований. Либо неизвестно их местоположение, либо они разрушены, кое-где остатки живописи стерлись. С росписями можно познакомиться только по акварельным копиям, сделанным при открытии склепов и воспроизведенным М. И. Ростовцевым в его монументальном труде «Античная декоративная живопись на юге России». Поэтому вновь обнаруженный расписной склеп вызвал огромный интерес. Погребальная камера расписного склепа, так называемого «Склепа Геракла», площадью 14 м2 имела высоту 3,5 м. В ней стояли три одинаковых каменных саркофага. На стенах и потолке камеры сохранилась полихромная роспись, выполненная в технике фрески (рисунок был нанесен на сырую штукатурку, так же как и в других боспорских склепах).

Над этим своеобразным красным цоколем тянется полоса шириной в один метр, имитирующая пестромраморную облицовку и состоящая из чередующихся красных овалов на белом, желтом или голубом фоне, зигзагов и крапинок в кругах. Между ними нарисованы колонны с капителями, над орнаментальной полосой изображена драпирующаяся в складки ткань с бахромой и кистями, на которой воспроизведены, вероятно, маски. Еще выше — серия рисунков, иллюстрирующих подвиги Геракла. Геракл был необычайно популярен во всем античном мире и особенно почитался в азиатской части Боспора. В росписях анапского склепа Геракл убивает немейского льва, сражается с лернейской гидрой, ловит эримантского вепря, который опустошал поля Аркадии, приводит в Микены коров великана Гериона, укрощает критского быка, натягивает лук, чтоб выстрелить в двух стимфалийских птиц. (Согласно греческому мифу, стаи этих птиц, имевших металлические перья, нападали на людей и животных, разрывая их своими медными когтями и клювами и осыпая падающими, как стрелы, перьями.Испугавшись Геракла, птицы улетели из Греции к берегам Понта Евк-синского.)Мы видим Геракла, совершающего восьмой подвиг (герой с львиной шкурой за плечами поражает придавленного им к эемле жестокого царя Диомеда, отдававшего на съедение своим коням-людоедам чужеземцев, корабли которых приставали к берегам его владений), сцены борьбы с амазонкой, которую герой, ухватив эа длинные волосы, стягивает с коня или грифона.

Е. М. Алексеева описывает и другие росписи склепа, пока не воспроизведенные в печати. Так, напротив входа в склеп нарисованы сидящие в креслах мужчина и женщина и стоящий перед ними юноша. Здесь же деревья, павлины, черепахи. «Над входом изображены растения, венки из ветвей, пестрые круги и звери: два повернутых друг к другу козла и сцена травли пятнистого оленя двумя собаками. На потолке склепа циркулем очерчен широкий круг, в него вписана шестилепестковая розетка. Круг опоясан пестрой орнаментальной каймой, лепестки раскрашены в разные цвета. По белому фону свода разбросаны гирлянды и лепестки роз.

Раскопки «Склепа Геракла» были очень трудными. В него постоянно поступала грунтовая вода, и люди работали стоя в ней, а была уже осень. Чтобы спасти фрески, сохранности которых, кроме воды, угрожали и соли, пришлось разобрать каменные блоки и вывезти их из котлована строившегося дома для реставрации и новой монтировки росписей. Это, несомненно, потребует больших усилий и высокой квалификации реставраторов.

Через некоторое время на расстоянии одного метра от этого склепа был обнаружен второй, не менее интересный, каменный склеп, хотя и без настенных росписей. Второй склеп отличается от первого по своей конструкции. Его погребальная камера, как сообщает была вырублена в скальном грунте и засыпана землей. Здесь стояли два саркофага. Они, так же как и саркофаги в склепе Геракла, выпилены из монолитных глыб известняка и закрыты каменными крышками.

В отличие от склепа Геракла, где грабители вынули из саркофага покойников и унесли все вещи и украшения, во втором склепе погребения оказались нетронутыми. После снятия тяжелых крышек археологи обнаружили великолепные золотые бляшки с вставками из бирюзы, золотые обкладки рукояти и ножен кинжала, украшенные бирюзой и гранатами, золотые пластины в виде птиц от деревянной шкатулки, золотой венок со штампованной пластинкой, на которой оттиснуто погрудное изображение Афродиты с Эротом, золотое ожерелье, браслет, перстень с резным агатом, серебряную ложечку, чашу из цветного стекла и многое другое, что в одном из саркофагов были похоронены две девочки. Глаза их закрывали золотые наглазники, рты — золотые нагубники. У каждой из погребенных был золотой венок и золотые нагрудники. В их саркофаге стоял тонко орнаментированный серебряный сосудик. Значительно богаче погребение мужчины во втором из саркофагов. Здесь лежали железный меч и кинжал в деревянных ножнах, покрытых золотым листом, шкатулка, золотые бусы, шейная гривна, браслет, перстни, венки, наглазники, нагубники, обтянутая золотым листом конская упряжь и другие ценные вещи.

Прекрасные стеклянные и бронзовые сосуды археологи обнаружили в нише на полу склепа. Е. М. Алексеева предполагает, что оба склепа принадлежали одной семье, возможно, семье правителя Горгиппии. Огромные строительные работы, которые ведутся на территории Анапы, позволяют надеяться на новые открытия, подтверждающие важную роль Горгиппии в экономической и культурной жизни Боспорского государства.

Как это часто бывает, наиболее интересные находки появляются неожиданно. Спасти их для науки, для потомков — священная обязанность каждого строителя и жителя Анапы.

Ещё одна интересная итория Анапы изображена на видео, смотрите с удовольствием! :)

Прочитано 1637 раз

Видео

Неизвестная история Анапы

Оставить отзыв или комментарий



Контакты

Лучшее жильё

Инидивидуальные экскурсии


Рейтинг@Mail.ru